Подготовка к школе

Рекомендации родителям дошкольников

  Рекомендации по формированию предпосылок к обучению грамоте

 

 У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты, должна быть ярко выражена познавательная активность. Такой ребёнок любит общаться со взрослым, часто задаёт вопросы об окружающем, проявляет интерес к обучению. Познавательную активность ребёнка нужно всячески поощрять. Ведь это – основа для обучения, основа умения учиться. Не оставляйте без ответов любые вопросы Вашего ребёнка, чаще обращайте его внимание на явления природы и окружающей жизни, больше читайте. Именно при совместном чтении книг (в отличие от просмотра видео- и мультфильмов) происходит необходимый духовный контакт ребёнка со взрослым. Это эмоциональное общение с родным человеком для дошкольника крайне важно и принесёт неоценимую пользу в его развитии. Пусть ежедневное совместное чтение станет традицией. 

 

 Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить.

 

 К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся:

 

ž   пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах;

 

ž   дефектное звукопроизношение;

 

ž   нечёткая артикуляция звуков;

 

ž   неверное согласование слов в предложении;

 

ž   ошибки в построении фразы.

 

 Обучение дошкольников должно проходить в увлекательной занимательной, игровой форме. Прежде чем начать непосредственно обучаться чтению, ребёнок при помощи речевых игр должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определённой последовательности. Система речевых игр позволит ребёнку научиться различать понятия звук и буква, овладеть звуковым анализом и синтезом.

 

Занимаясь с ребёнком, старайтесь соблюдать следующие правила – тогда занятия будут более успешными, а ребёнок будет заниматься с удовольствием:

 

ž   Проявляйте искренний интерес к тому, что вы делаете вместе с ребёнком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.

 

ž   Учитывайте состояние ребёнка (до начала занятия). Но если занятие уже началось, постарайтесь довести начатое задание до конца.

 

ž   Не раздражайтесь. Ребёнок должен чувствовать, что Вы – его партнёр и хотите помочь ему.

 

ž   Хвалите за старание.

 

ž   Чаще читайте ребёнку хорошие стихи (С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера) – это благотворно влияет на восприимчивость детей к звукам речи.

 

ž   Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с успехами других детей. Темп овладения чтением индивидуален для каждого!

 

 Цель занятий по обучению грамоте для дошкольников – привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: Когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.

 

 Варианты игр со звуками:

 

ž   «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом). Начинаем с гласных звуков, затем – сонорные [М], [Н], [Р].

 

ž   «Три слова»: Я произнесу 3 слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Сначала звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло).

 

ž   «Путешествие по комнате»: Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком. (В другом варианте этой игры у каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Нужно найти предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки). В конце игры – проверка. Взрослому нужно иногда специально допускать ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.

 

ž   «Поймай словечко в ладошки» (составить слово из отдельно названных звуков). Называть согласные звуки без призвуков гласных (Д, О, М – дом)!

 

ž   «Звуки перепутались» (вариант предыдущей игры, но звуки даются в нарушенной последовательности Д, М, О – дом).

 

ž   «Волшебники» (заменяя звук в слове, превращаем одно слово в другое: СОК – ТОК – ТОМ – ДОМ – КОМ – СОМ – СОН – СОК – СУК – ТУК – ТАК – РАК – МАК...). Другой вариант этой игры – образовывать новые слова с помощью добавления согласного звука: АНЯ – САНЯ, ВАНЯ, ДАНЯ, МАНЯ, ТАНЯ.

 

ž   «Найди слово, которое спряталось в других словах»;

 

ž   Составить слово из первых звуков слов: ШАПКА, АВТОБУС, РАК – ШАР. Составить слово из последних звуков слов: КОМАР, ТРАВА, СОК – РАК. Составить слово из третьих звуков слов: КУСТ, КРОТ, КУКЛА – СОК. Играть можно с картинками или без наглядной основы.

 

ž   «Цепочка слов» (придумать слово на последний звук предыдущего слова). Для речевых игр с дошкольниками подбирайте такие слова, в которых написание не расходится с произношением. Помните, например, что звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются: МОРОЗ[С], ЗУБ[П].

 

ž   «Лишнее слово» (из четырёх произнесённых слов выбрать то, которое отличается от остальных: НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА; КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС; КОСА, КОЗА, КОСА, КОСА; КОТ, ГОД, КОТ, КОТ; МЁД, МЁД, ЛЁД, МЁД; ДУДОЧКА, УДОЧКА, ДУДОЧКА, ДУДОЧКА.

 

В дошкольном возрасте необходимо сформировать у ребёнка чёткие образы букв. В этом помогут такие игры, как:

 

ž   Разрезные буквы – пазлы;

 

ž   «От какой буквы деталь?»;

 

ž   «Допиши букву» (буквы с недописанными элементами);

 

ž   «Найди правильные буквы» (различение правильно и зеркально написанных букв);

 

ž   «Какая буква смотрит в окошко?»;

 

ž   «Какая буква лишняя? (сравнение по начертанию);

 

ž   «Найди букву, которую я назову» (связь звука с буквой).

 

 

Рекомендации логопеда

 

 Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

 

 У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т.е. умения:

 

ž   Правильно произносить все звуки языка;

 

В 6 лет ребенок должен четко произносить ВСЕ звуки! Если это не так, необходимо обратиться к логопеду.

 

ž   Выделять первый и последний звук в слове;

 

ž   Разделять слово на слоги;

 

ž   Определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;

 

ž   Придумывать слова на заданный звук;

 

ž   Сливать два названных звука в слог: М+А=МА;

 

ž   Повторять слоговую цепочку типа: ТА-ДА-ТА, БА-ПА-БА;

 

ž   Определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова – предлоги.

 

 Важно выяснить:

 

1.       Насколько богат словарный запас ребенка, может ли он связно рассказать о том, что увидел или услышал;

 

2.       Насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст, имена родителей, место их работы и т.п.;

 

3.       Что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года, несколько наименований зверей, птиц, цветов и т.д.;

 

4.       Сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;

 

5.       Может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

 

 Больше занимайтесь с ребенком лепкой, рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т.е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

 

Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 – количественный (один, два…) и порядковый (первый, второй…).

 

Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.

 

 Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи.

 

Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия – нарушение звукопроизношения – замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.

 

Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определёнными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.

 

 Родителям необходимо:

 

ž   Развивать челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.

 

ž   Разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык».

 

ž   Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.

 

ž   Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.

 

ž   Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель – заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными.

 

Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.

 

ž   Использовать упражнения для развития мелкой моторики (лепка, конструирование, бисероплетение и т.д.).

 

ž   При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма.

 

 Занятия с ребенком не должны быть скучным уроком. Постарайтесь превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, не перетруждать. Чаще хвалите ребенка, но не просто так, а за какие-либо успехи.

 

 

Артикуляционная гимнастика

 

Артикуляционная гимнастика представляет собой набор комплексных упражнений для тренировки органов речи и постановки правильного произношения звуков. Такие занятия очень полезны даже при отсутствии явных дефектов речи, потому как они:

 

ž   способствуют слаженной работе всех органов речевого аппарата;

 

ž   являются профилактикой нарушений звукопроизношения;

 

ž   приучают губы, небо и язык к правильному для каждого звука положению;

 

ž   помогают в процессе обучения чтению и письму;

 

ž   исправляют имеющиеся дефекты речи, вялое произношение;

 

ž   тренируют мышцы лица, развивают мимику, улучшает кровообращение.

 

 

Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на три группы:

 

ž   Упражнения для язычка – развивают подвижность языка ребенка, учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам.

 

ž   Упражнения для губ – ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке.

 

ž   Упражнения для нижней челюсти – учат удерживать челюсть в определенном положении.

 

Родителям надо иметь в виду, что занятия для языка надо начинать со статических упражнений (когда язык не выполняет движений, а занимает какое-то положение.) И только когда ребенок освоит эти упражнения, можно переходить к динамическим упражнениям.

 

 Начинайте с упражнений для губ и щек:

 

Слоник – губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника.

 

Хрюшка – губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх-вниз, вращать по кругу.

 

Рыбка – хлопать друг о друга слегка вытянутыми губами.

 

Поцелуй – щеки втянуть и резко открыть рот, стремиться, чтобы звук был похож на звук поцелуя.

 

Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед.

 

Лошадка – вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали.

 

Хомячок – щеки сначала надуть – сытый хомячок, потом втянуть – голодный.

 

Шарик – щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками – лопнул шарик.

 

 

Статические упражнения для языка:

 

Язычок спит в домике – рот открыт, язык свободно лежит  во рту.

 

Язычок загорает – широкий язык лежит на нижней губе.

 

Язычок потягивается – рот открыт, передний край и боковые края подняты вверх, не задевая зубы.

 

Язычок выглянул в окошко – рот открыт, узкий язык вытянуть вперед.

 

Сердитая кошка – рот открыт, кончиком  языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх.

 

Грибок – рот открыт, язык прижат, как бы обтекает небо.

 

 

Динамические упражнения для языка:

 

Тик-так – рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ.

 

Достань нос – рот открыт, язык тянется к носу.

 

Чистим зубки – рот закрыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону.

 

Катаем мячик – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую.

 

Лошадка – цокать языком, для этого сначала присосать язык к нёбу, затем резко оторвать его, получится характерный цокающий звук. Выполнять медленно.

 

Гармошка – рот открыт, язык плотно прижат к нёбу, оттянуть вниз нижнюю челюсть, не отрывая языка от нёба.

 

Оближи варенье – кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево.

 

Накажем язычок – широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой шлепать по язычку, приговаривая «пя-пя-пя».

 

 

Упражнения для нижней челюсти:

 

Корова жует травку – совершать жевательные движения, одновременно двигая нижней челюстью влево-вправо.

 

Экскаватор – медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потом также медленно поднимать с сопротивлением.

 

Акула охотится – челюсть опустить вниз – влево, вниз –вправо, вниз – закрыть рот.

 

Кто дольше – произносить протяжно гласные звуки: А-а-а-а-а, У-у-у-у-у, Е-е-е-е-е. Потом несколько гласных звуков: А-а-а-а-у-у-у, А-а-а-а-е-е-е, А-а-а-а-и-и-и, И-и-и-а-а-а.

 

 Артикуляционную гимнастику рекомендуется делать каждый день, только  тогда навык будет закрепляться. Не перенапрягайте ребенка, достаточно 2-3 упражнений в день, необходимо повторить каждое упражнение по 5-7 раз.  Лучше всего проводить их в эмоционально-игровой форме, непринужденно. Проявите творчество, придумывайте сказки, которые будут интересны вашему ребенку, например: «язычок проснулся, потянулся, выглянул в окошко, посмотрел в разные стороны, увидел солнышко, обрадовался, пошел гулять». Имитируйте движения животных, птиц. Выполняя упражнения,  ребенок должен видеть свое лицо, поэтому лучше заниматься перед зеркалом.

 
 

Развитие мелкой моторики

 

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит  к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу.

 

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том,  что в головном  мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев  рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя  тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

 

 

Примерные игры на развитие мелкой моторики:

 

1.       Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху – 4 квадрата, снизу – 4 треугольника, справа – 2 квадрата, слева – 3 прямоугольника.

 

Варианты заданий:

 ž   составить узор самостоятельно;

 

ž   раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию  учителя, самостоятельно выбрав цвета).

 

2.       Самолеты за облаками игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

 Заштриховать облака (карточки подготовлены заранее) так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет), другое – светлое (самолет виден хорошо).

 

Варианты заданий:

 ž   вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т.д.

 

3.       Тир – игра развивает точность, быстроту движения, глазомер.

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше – в центр.

 

4.       Узнай, кто я? – игра развивает амплитуду движения, точность.

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто-то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

 

5.       Волшебный лес – игра развивает воображение, речь.

Каждый ребенок получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

 

Варианты заданий:

 ž   изобразить волшебное море, волшебную поляну и т.д.

 

6.       Вниз по реке – игра развивает точность, быстроту движения, глазомер.

 Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

 

Варианты заданий:

 ž   дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик;

 

ž   самостоятельно придумать, как изобразить реку.

 

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук:

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5-10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

 

ž   Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке. Опознание предмета,  буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой  рукой.  Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный  предмет,  а  другой рукой (с открытыми глазами)  его зарисовывает. 

 

ž   Исходное  положение – сидя  на коленях  и на пятках.  Руки согнуты в локтях, ладони  повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

 

ž   Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

 

ž   Лепка  из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

 

ž   «Повтори движение» - взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо  «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация. Ребенок должен точно в такое же положение привести  пальцы своей  руки  – повторить «фигуру».

 

ž   Игры с рисованием. Обводить наперегонки квадраты  или круги, или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда  ребенок рисует лабиринт  для родителя,  а  родитель – для ребенка.   И   каждый старается нарисовать позапутаннее).

 

 

 

 Рекомендации по формированию элементарных математических представлений

 

 В дошкольном возрасте у ребенка формируются знания, часть которых необходима ему в школе. Одни из наиболее важных и востребованных как в школе, так и в жизни – знания по математике.

 

Если вы хотите помочь ребенку быть успешным при обучении математике в школе, подготовку к изучению математики надо начинать еще до школы.

 

 К моменту поступления в школу Ваш ребенок должен:

 

ž   Бегло считать до 10 в прямом (1, 2, 3, …) и обратном порядке (10, 9, 8, …). Чаще считайте вместе с ребёнком все, чем вы пользуетесь в обыденной жизни: сколько стульев стоит возле обеденного стола, сколько футболок вы положили в стиральную машину, сколько у него пар обуви; сколько картошек надо почистить, чтобы приготовить ужин. Наклейте цифры на пустые контейнеры, соберите разнообразные предметы: одну маленькую машинку или куклу, две больших пуговицы, три бусины, четыре ореха, пять прищепок. Попросите разложить их в контейнеры в соответствии с номером на крышке.

 

ž   Знать цифры. Моделируйте цифры из различных материалов (полоски бумаги, проволока и т.д.). Сделайте карточки с цифрами из картона и наждачной бумаги или бархата. Проведите пальчиком ребёнка по этим цифрам и назовите их. Попросите показать вам определенную цифру. Теперь вытащите одну из карточек из коробки наугад и предложите ребенку принести столько предметов, сколько изображено на его карточке. Особенно интересно получить карточку с нулем, ведь ничто не сравнится с личным открытием.

 

ž   Знать не только количественные (один, два, три, …), но и порядковые числительные (первый, второй, третий, …). Пересчитывайте ступеньки в подъезде, окна в квартире, - дети любят считать.

 

ž   Знать геометрические фигуры на плоскости (круг, квадрат, овал, трапеция, ромб) и в пространстве (шар, цилиндр, куб, пирамида, конус), легко узнавать эти фигуры в изображении предметов (тарелка – круг, яблоко – шар и т.п.), уметь изобразить их на бумаге. Предложите малышу поиграть в охоту на геометрические фигуры. Пусть он попробует найти что-нибудь похожее на круг и показать вам. А теперь квадрат или прямоугольник. Играть в эту игру можно по дороге в детский сад.

 

ž   Желательно иметь элементарные знания долей – деление целого на части: на две, на четыре (разрезание торта на праздник, чтение стихотворения «Мы делили апельсин» и т.п.).

 

ž   Уметь измерять длину, ширину, высоту, быть знакомым с линейкой; измерять, сопоставляя (сравнивая) с размерами других предметов (карандаш длиннее, чем ручка, одна коробка больше другой и т.п.). Измеряйте разные вещи – дома или на улице своими ладошками или ступнями. Помните мультик про 38 попугаев – отличный повод пересмотреть его и проверить, какой рост у мамы или папы, сколько ладошек «поместится» в кровати или диване и т.д. Когда ребёнок купается, выдайте ему набор разнообразных чашек – мерных чашек, пластиковых кувшинчиков, воронок, разноцветных стаканчиков. Налейте воду в два одинаковых стаканчика и спросите, одинаково ли воды в обоих сосудах? А теперь перелейте воду из одного стаканчика в высокий и тонкий стакан, а воду из другого стаканчика – в широкий и низкий стакан. Спросите, где больше? Скорее всего, ответ будет любопытным.

 

ž   Понимать расположение предметов в пространстве: впереди, сзади, между, посередине, справа, сверху, слева, вверху, внизу, впереди, позади, рядом, далеко (для обучения этому можно использовать игрушки, располагая их определенным образом, окружающие предметы). Разложите на столе ложку, вилку и тарелку особым образом. Попросите ребенка повторить вашу композицию. Когда у него будет хорошо получаться, поставьте какой-нибудь экран между ним и вами или сядьте спиной друг к другу. Предложите ребенку разложить свои предметы, а затем объяснить вам, как он это сделал. Вы должны повторить его действия, следуя лишь устным инструкциям.

 

 Все занятия должны проходить в игровой форме. Используйте наглядность: картонные геометрические фигуры, полоски разной длины и ширины, кубики, магнитные цифры и т.д.

 

Играйте с ребенком  в магазин, используя игрушечные деньги.

 

Дети очень любят разгадывать загадки, это можно использовать при обучении математике, например: называние предыдущего и последующего чисел, разбор числа на части (5 – это  4 и 1, 3 и 2 и т.п.), загадывайте числа, а ребенок будет отгадывать, затем – поменяйтесь ролями.

 

 Читайте ребенку сказки, в них много скрытой математики (сказка «Три медведя» и др.). После прочтения сказки обязательно обсудите ее с ребенком.  Сказки помогают развивать логику ребенка, способствуют формированию абстрактного мышления.

 

 Занимайтесь с ребенком математикой до школы дома в форме игры, на прогулке, в магазине – и в школе у него не будет проблем с этой сложной, но очень интересной наукой!

 

 

 Дорогие родители, надеюсь, что эти рекомендации помогут при подготовке Вашего ребенка к школе. Удачи вам и терпения!

 

В ритме школы с первых дней

Дети, которые ходят в школу не первый год, довольно легко могут влиться в ее ритм. У них нет стресса по поводу новых одноклассников и педагога. Но, вероятно, у ребенка остались беспокойства и нерешенные проблемы с прошлого учебного года. И скорее всего нарушенный режим.

Первым делом необходимо устранить причины, тревожащие ребенка. Разберитесь, почему ребенок беспокоен. Причины могут быть разные – либо он не хочет идти в школу, а может, есть настоящие причины для тревоги, в связи с которыми ребенок стал жаловаться на самочувствие, хуже спать. Поговорите с ребенком о проблемах, которые его тревожат, поищите пути решения этих проблем. Если Вы чувствуете, что помочь самостоятельно не в силах, обратитесь за помощью к психологу.

Налаживайте режим перед новым учебным годом. Как правило, чем старше дети, тем позже они ложатся. Единственный выход – устроить в одно утро ранний подъем, а потом стараться передвигать режим постепенно в течение недели.

 

Предлагаю Вашему вниманию тест, чтобы определиться насколько Ваш ребенок готов к школе.

1. Ваш ребенок будит Вас в семь утра и просит завтрак.

2. Ребенок ожидает учебный год и скучает по школе.

3. Ребенок готов в эту же минуту начать укладывать портфель, он знает все свои школьные принадлежности до мельчайших подробностей.

4. Ваш ребенок в каникулы с легкостью переходит с одного режима на другой.

5. Ребенок не забыл значение цифр и букв, временами интересуется школьными вопросами.

6. Ребенок совсем не волнуется думая о школе.

7. Ребенок быстро реагирует на требования, которые слышит.

8. Ваш ребенок легко сходиться с людьми, общительный, доброжелательный.

9. Ребенку понятно, что учеба состоит из множества правил и требований, но видит в этом плюсы.

10. Во время каникул ребенок с положительной стороны отзывается об учительнице.

 

Если вы ответили положительно на 7 и более вопросов: Ваш ребенок, безусловно, готов к школе, поводов для беспокойства нет.

Если Вы ответили утвердительно на 5 или 6 вопросов: следуйте рекомендациям в этой статье, чтобы ребенку легче начать учебный год.

Если количество Ваших ответов 4 или меньше: Вам необходима консультация и советы психолога.

 

Мотивация и ее влияние на успешность обучения

В наши дни одной из важнейших задач педагогики является повышение качества образования. Одним из условий успешности обучения является сформированность мотивации. Конечно, в этой области достигнуты определённые успехи, но проблема ещё очень далека от разрешения, так как трудно однозначно определить способы управления мотивацией и влияния на неё. На сегодняшний день нет чётких рекомендаций, чтобы с помощью различных стимулов добиться возникновения у школьников потребности в интеллектуальном и нравственном развитии. Психологи утверждают, что все мотивы и интересы сводятся к системе поощрений и наказаний. А для психологического развития ребёнка одинаково важна стимулирующая роль и поощрения, и наказания. Следовательно, с помощью различных стимулов специалисты, работающие в сфере образования, могут добиться возникновения у школьников потребности учиться. И если познавательная потребность человека проявляется в интересах, то это необходимо учитывать при организации учебной деятельности школьников, так как интересный предмет, интересные уроки обычно вызывают желание усердно заниматься и в результате дают хорошую успеваемость.

 

На поощрениях и наказаниях хотелось бы остановиться подробнее. Чтобы добиться положительного результата, необходимо правильно их использовать.

Действие поощрения предполагает пробуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Итак, правила использования поощрений:

1) важно помнить, что поощрение должно являться естественным следствием поступка ученика, а не его стремления получить поощрение;

2) поощряя, не следует противопоставлять ученика остальным ребятам класса;

3) необходимо учитывать личные качества поощряемого и степень его усилий, но не хвалить за то, что получено им от природы (красоту, здоровье и т.п.);

4) ни в коем случае не хвалить ребёнка из жалости или стремления угодить ему;

5) важно направлять своё одобрение (и жесты, и слова) всем, кто проявляет старание и усердие в работе, а не только лучшим ученикам;

6) главная задача поощрения – дать понять ученику, что вы верите в его способность справиться с поставленной перед ним задачей;

7) также как стимул можно использовать имена учащихся, так как давно известно, что человека больше всего интересует именно его имя, чем все другие вместе взятые. Можно вывешивать на стендах, плакатах, доске имена чем-то отличившихся ребят.

 

Что же касается наказаний, то можно сказать, что ими нужно пользоваться очень осторожно. Так как незаслуженное наказание или наказание в оскорбительной форме легко может обидеть или озлобить ученика. К сожалению, как родители, так и учителя очень часто забывают об этом и высказывают своё неодобрение, замечание или порицание порой даже по самым безобидным случаям. Между тем, наказание – это очень сильнодействующий метод, поэтому нельзя торопиться применять его до тех пор, пока нет полной уверенности в его правомерности и позитивном влиянии на поведение ученика. С помощью отрицательной оценки поступков личности, порождения чувства вины, стыда и раскаяния необходимо добиться торможения её негативных проявлений.

Несколько правил, о которых нельзя забывать, используя наказания:

1) наказывая, уважайте ученика, не унижайте его;

2) наказание не должно вселять страх в ученика. От совершения в дальнейшем подобных поступков его должны останавливать те неприятные чувства, которые его поведение порождает у значимых для него людей;

3) не причините вреда ни физическому, ни психическому здоровью;

4) сомневаетесь? Не наказывайте!

5) у любого проступка есть свой «срок годности». Не стоит наказывать запоздало;

6) наказывайте на фоне положительной оценки личности;

7) помните, что существуют случаи, которые исключают наказание. Это хорошие намерения, неумение и искреннее раскаяние.

Важно помнить, что похвала всегда предпочтительнее, чем критика.

 

Таким образом, многообразие форм и методов поможет своевременно развивать у детей мотивацию учения, так как если не уделять этому должного внимания в младшем школьном возрасте, то в последующие годы это будет сделать гораздо труднее.

Если успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, то есть наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определённых личностных качеств, то правильная организация учебно-воспитательного процесса будет способствовать более успешному обучению школьников.

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения у детей

Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст)

 

Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.

 

Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.

 

Важно признать необходимость поиска путей решения. «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу».

 

Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны своего ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.

 

Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.

 

Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек.

 

Агрессия - это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Ваша задача – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками.

Как вести себя с агрессивным ребенком

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

 

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

 

  • просто "не замечайте" реакцию ребёнка (подростка);
  • выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";
  • переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
  • позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".

 

КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка (подростка) и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого - необходимость для ребёнка и подростка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии - мощный способ изменения нежелательного поведения.

 

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.

 

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

 

  • "Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);
  • "Ты злишься?" (констатирующий вопрос);
  • "Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);
  • "Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);
  • "Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).

 

КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.

 

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.

 

Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь:

 

  • не повышать голос, не кричать, не устрашать;
  • не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";
  • не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
  • не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
  • не оценивать личность ребёнка или его друзей;
  • не использовать физическую силу, не угрожать;
  • не читать нотации, проповеди;
  • не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

 

КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

 

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.

 

Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

 

  • "Ты, возможно, неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть" (публично минимизируйте вину ребёнка);
  • позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
  • предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

 

КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться "по-своему", инцидент будет исчерпан скорее.

 

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.

 

В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

 

  • выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
  • тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
  • внушайте спокойствие жестами, мимикой;
  • шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера").

 

КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие - искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.

 

Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:

 

  • игнорирование;
  • переключение внимания;
  • "изящный уход".

 

Изящный уход - это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

 

Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра - самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.

Игры и упражнения для детей, склонных к агрессии

Эти игры освобождают ребёнка от накопившейся негативной энергии. Конечно, всякая другая игра, например подвижная, также снимает агрессию, но часто у родителей после тяжёлого рабочего дня нет сил бегать по квартире с ребёнком или пойти с ним на улицу. Данные игры минимизируют деятельность взрослого в игре с детьми, не требуют много места и особого оборудования. Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него "всё не то и не так", когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним.

 

Играя, соблюдайте следующие правила:

 

1. Всякий раз обязательно хвалите ребёнка: "Хорошо!", "Молодец!", "Умница!", "Как у тебя здорово получается!", "Смотри, как нам интересно!"

 

2. Атмосфера в процессе игры должна быть обязательно положительной. Наслаждайтесь игрой сами! Она снимет напряжение, раздражение, усталость.

 

3. Даже самые неожиданные и странные ответы ребёнка - хорошие! В игре нет "правильного" или "неправильного". Хорошо то, что оригинально и нестандартно.

 

ИГРА "ДА И НЕТ"

Цель: снять у ребёнка состояние апатии, усталости, пробудить жизненные силы.

 

Оборудование: небольшой колокольчик.

 

Ход игры

 

Самое замечательное, что в игре задействован только голос. Вы с ребёнком должны будете вести воображаемый бой словами. Решите, кто начнёт и скажет слово "да", а другой будет говорить слово "нет". Весь ваш спор будет состоять из двух этих слов. Начать нужно очень тихо, вполголоса и далее увеличивать громкость до тех пор, пока кто-то из вас двоих не решит, что громче уже некуда. Тогда он возьмет колокольчик и позвонит. Звон колокольчика - сигнал к тому, что нужно замолчать и почувствовать, как приятно побыть в тишине.

 

Если захотелось поиграть ещё, можно продолжить, поменявшись словами.

 

ИГРА "КЛЯКСЫ"

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.

 

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).

 

Ход игры

 

Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть "кляксу" на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя "клякса".

 

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих "кляксах" агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение "страшного рисунка" агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.

 

Родители должны брать для своей "кляксы" обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.)

 

ИГРА "ПОВТОРИ ЗА МНОЙ"

Цель: снять у детей усталость, агрессию.

 

Оборудование: карандаши.

 

Ход игры

 

Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребёнка повторить этот ритм. Если ритм повторён правильно, вы с ребёнком его простучите вместе. Затем ребёнок задаёт свой ритм, и вы его повторяет. Можно задание усложнить, попросив определить, какая это песня.

 

ИГРА "ОПРЕДЕЛИ ИГРУШКУ"

Цель: переключить внимания детей с агрессии на игру, развивать мышление и речь.

 

Оборудование: игрушки.

 

Ход игры

 

Предложите ребёнку принести 5-6 разных игрушек, разложить их перед вами и придумать загадку про какую-нибудь из них. Вы разгадываете, какая это игрушка. Если отгадаете правильно, ребёнок её убирает. И так далее. Придумывать загадки можно по очереди, меняясь местами. Это очень интересно. Дети любят загадки.

 

ИГРА "РУБКА ДРОВ"

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.

 

Ход игры

 

Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень, поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув "Ха!". Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2-3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил.

 

Можете рубить дрова вдвоём, втроём, то есть всей семьёй. Тогда каждый должен сказать, сколько дров он нарубил.

 

ИГРА "ТУХ-ТИБИ-ДУХ"

Цель: снять у детей негативные эмоции.

 

Ход игры

 

Вы говорите: "Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердито произноси: "Тух-тиби-дух!" Затем подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание, затем к маме (папе). Есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание до тех пор, пока оно не подействует".

 

ИГРА "ПОСЛОВИЦЫ"

Цель: снять у детей усталость, раздражение, развивать воображение, речь, мышление.

 

Ход игры

 

Вы предлагаете ребёнку либо показать, изобразить простую пословицу, либо объяснить, как он понимает её смысл.

 

Например, пословицу "Тише едешь - дальше будешь" дети интерпретируют так: надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь домой.

 

Пословицы:

 

"Семь раз отмерь, один - отрежь"

 

"Дело мастера боится"

 

"На все руки мастер"

 

"Картошка поспела - берись за дело"

 

"Без труда не выловишь и рыбку из пруда"

 

"Больше дела - меньше слов"

 

"Горе есть - горюй, дело есть - работай"

 

"Заработанный хлеб сладок"

 

"Без работы пряников не купишь"

 

"Чтобы не ошибиться, не надо торопиться"

 

"Будешь книги читать, будешь всё знать"

 

"Ученье свет, а неученье - тьма"

 

"Дом без книги, что без окон"

 

ИГРА "РАЗРЫВАНИЕ БУМАГИ"

Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей (дошкольники, младшие школьники), выбросить негативные эмоции.

 

Оборудование: старые газеты.

 

Ход игры

 

Предложите ребёнку рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты. Вы может тоже рвать бумагу вместе с ним. Когда куча в центре комнаты станет большой, пусть ребёнок поиграет с ней, подбрасывая кусочки вверх, разбрасывая их или прыгая на них.

 

УПРАЖНЕНИЕ "ТРИ СЛОВА"

Цель: снять усталость у детей, переключить внимание, развивать мышление.

 

Ход игры

 

Предложите составить как можно больше предложений, включающих следующие слова, то есть в каждом предложении обязательно должны быть все три данных слова:

 

озеро, медведь, карандаш;

 

улица, книга, фартук;

 

мяч, небо, цветок;

 

очки, сумка, велосипед.

Рекомендации по развитию речи младших школьников

Звуковая разминка

 

Упражнения для развития речевого аппарата.

 

1. Артикуляция:

 

Гласные: а, о, у, ы, и, э...

 

Сочетания: а- у, а- о, ы- и, э- а, аоуиэ, аиуоэ...

 

 

Согласные: а-с-ж, цт-ж-с...

 

Согласные и гласные: же-че, жи-чи, ща-че...

 

2. Слова, трудные для произношения (произносятся побуквенно):

 

Электрификация, иллюминация, портфель ...

 

 

3. Скороговорки:

 

На дворе трава, на траве дрова.

 

Не руби дрова на траве двора.

 

Проворонила ворона вороненка.

 

И швец и жнец и на дуде игрец.

 

 

4. "Фотоглаз".

 

 

Цель: развитие поля чтения, зрительного восприятия, устойчивости внимания, оперативной памяти:

 

1) за короткое время ученик должен запомнить и воспроизвести слово, несколько слов, предложение;

 

2) за отведенное время ребенок должен запомнить столбик слов и сказать, есть ли в нем данное

 

слово.

 

5. "Буксир"

 

Цель:развитие скорости чтения.

 

Взрослый читает текст, изменяя скорость чтения в пределах скорости чтения ребенка (от 80 до 160 слов в минуту). Дети следят за текстом. Затем взрослый, внезапно остановившись, просит ребенка показать или назвать последнее прочитанное слово.

 

 

6. "Кто быстрее?"

 

Цель: расширение фиксационного поля.

 

На паласе рассыпаны статьи. Их гораздо больше, чем играющих. По команде "Начали!" каждый пытается найти заданное предложение.

 

 

Следующие упражнения помогают вести успешную работу по устранению основных причин, мешающих выработке оптимальной техники чтения: внутреннее и внешнее проговаривание, узкое фиксационное поле, необоснованные повторы текста и возврат к нему, неуверенность.

 

 

Рекомендации для формирования грамотности

 

  • Научите ребенка внутренне представлять слова, начиная с маленьких и простых.
  • Мысленно закрасьте слово своим любимым цветом.
  • Мысленно расположите слово на знакомом для вас фоне.
  • Мысленно уменьшайте или увеличивайе размер букв.
  • Нарисуйте в воздухе рукой слово в зеркальном отражении.

 

"Орфография без правил» (по системе С.П. Тоцкого)

 

"Безграмотные слова выползают из-под наших перьев, потому что мы пишем, как говорим» (Д.И. Тихомиров, 1888 г.)

 

Выпишите слова, которые нельзя проверить правилами на карточки размером 6х30 см (высота букв 3 см). Выделите цветом "опасные" буквы.

Показывайте ребенку слово и произносите его орфографически, т.е. так, как оно написано. Повторите 3-4 раза. Запишите.

Берите 10-15 слов на одно занятие.

Потренируйтесь с ребенком читать любые тексты орфографически, соблюдая не орфоэпию (правильное литературное произношение), а произнося слова по слогам.

Памятка по ведению дневника

Уважаемые родители, помните, дневник - важный учебный документ вашего ребенка!

  1. Дневник заполняется синей шариковой ручкой самим ребенком.
  2. Записи ведутся четко, аккуратно без ошибок.
  3. В дневнике обязательно должны быть записаны домашние задания.
  4. В конце каждой недели родители должны проверить расписание уроков на следующую неделю и поставить подпись в графе "Подпись родителей" за текущую неделю.
  5. Если в дневнике имеется замечание учителя, родители должны поставить под ним свою подпись.

Как правильно учить стихи

В школе часто дают задание - выучить стихотворение, но практически никогда не объясняют, как привильно учить.

И приходится ребенку самому для себя находить необходимую технологию заучивания стихотворений. В результате некоторые дети справляются с этим заданием легко, а для некоторых это просто мучение. В этой статье даются четкие практические рекомендации, как сделать процесс запоминания стихотворения легким и эффективным.

 

Шаг 1. Берем первое четверостишие стихотворения. Например:

На реке поймали рака.

Из-за рака вышла драка.

Это Лешка забияка

Снова в реку бросил рака.

Учим первую строчку:

На реке поймали рака.

На реке поймали рака.

На реке поймали рака.

Эту строчку повторять с ускорением 4-5 раз, делая акцент на первом слове и стараясь не смотреть на текст.

Шаг 2. Так же учим вторую:

Из-за рака вышла драка.

Из-за рака вышла драка.

Из-за рака вышла драка.

Шаг 3. Связываем первую строчку и вторую:

На реке поймали рака.

Из-за рака вышла драка.

Повторяем 5-6 раз с ускорением эти строчки.

Шаг 4. Учим третью строчку:

Это Лешка забияка

Это Лешка забияка

Это Лешка забияка

Связываем три строчки:

На реке поймали рака.

Из-за рака вышла драка.

Это Лешка забияка

Шаг 5. Учим так же четвертую и связываем с тремя предыдущими:

На реке поймали рака.

Из-за рака вышла драка.

Это Лешка забияка

Снова в реку бросил рака.

Повторяем 5-6 раз с ускорением, делая акцент на первом слове каждой строчки.

Шаг 6. Так же учим второе четверостишие и повторяем несколько раз вместе с первым.

Шаг 7. Учим третье четверостишие и повторяем с ускорением все три вместе. Хорошо, если все три четверостишия ребенок может воспроизвести за 10 секунд, отлично - если за 6.

 

Так можно учить любые стихи, которые ребенок получает в детском садике или в школе, в том числе и на уроках иностранного языка.

В результате такой работы мы получаем два эффекта: Первый эффект «давления информации», проявляющийся в том, что выученное таким образом стихотворение «само вспоминается». Стоит вспомнить только первое слово, как уже вся строчка «звучит в голове», и ее нужно только произнести. Второй эффект проявляется в том, что, если выученные таким образом стихи повторять с ускорением в течение недели каждый день по 3-4 минуты, то они практически не забываются. То есть информация остается в памяти на всю жизнь!

Учите ребенка думать!

- Что получил сегодня в школе? - спрашивает бабушка второклассника Мишу.
- По русскому 3, - с грустью отвечает внук.
- Как? Мы же с тобой вчера все правила выучили и домашнюю работу целый час делали! – восклицает бабушка и начинает возмущаться отношением учителя. – Вечно тебе оценки занижают. Другие дети уроки за 15 минут сделают и гуляют, а мы с тобой по 1,5-2 часа сидим, все правила зубрим… И что в результате?

Знакома Вам такая картина? Возможно, кто-то узнал и себя. Наверняка каждый из родителей хотя бы раз оказывался в такой ситуации, когда учили-учили, а получили совсем не то, что ожидали. Как Вы думаете почему? Почему этот второклассник Миша получил плохую оценку, несмотря на то, что старательно учил уроки?
А причина неудачи кроется в словах УЧИЛ, ЗУБРИЛ.  Да, как это ни удивительно, но часто причина сидит именно в этих словах. Ребенок учил-учил вместе с родителями уроки, запомнил правила, но не понял. Правила ребенок знает, но вот использовать их не может. Тогда возникает закономерный вопрос – Зачем учить?
Оказывается, что учить тоже можно по-разному. Можно просто заучить, т.е. запомнить. Это легче всего. А можно выучить и понять. Это гораздо труднее и для ребенка, и для родителей, но только такая учеба даст ребенку то, что ему надо – прочные знания.

Как Вы думаете, почему ребенку трудно учиться в школе? Потому что наши дети не умеют думать. Они получили много различных знаний, набили этими знаниями мозг под завязку, а что делать со всеми этими богатствами не представляют. Вот и получается, что правило выучили, примеры решили, а как все это использовать ребенок не знает.

И не стоит ругать ребенка, не нужно обижаться на учителя, а нужно только научить ребенка думать!

Как помочь ребенку хорошо учиться

Вас беспокоит успеваемость Вашего ребенка в школе? Вы в поисках способа каким-то образом помочь ребенку дома, чтобы он стал лучше учиться? Читайте далее, ведь эта статья поможет Вам осознать, каким образом Вы можете повлиять на успеваемость ребенка.

Успеваемость ребенка в школе во многом зависит от родителей. Хотя ребенок проводит большую часть времени за обучением именно в школе, тем не менее, родители в состоянии существенно помочь своим детям преуспеть в учебе. Участие родителей в процессе обучения вносит большой вклад в развитие школьных успехов ребенка. Они знают своего ребенка лучше, чем кто-либо, а значит, им хорошо известны все его сильные и слабые места. Именно это является главным оружием родителей. Имея близкие теплые отношения со своими родителями и полностью на них полагаясь во всем, ребенок искренне верит в то, что родители могут желать ему только добра, и все, что они делают, - к лучшему.

Полезные советы о том, как помочь ребенку преуспеть в школе


Детство закладывает фундамент для будущего Вашего ребенка, именно сейчас самый подходящий момент для родителей повлиять на успеваемость ребенка в школе. Ниже Вы найдете несколько способов помочь своему малышу добиться успеха в школе.

Воспитайте в ребенке позитивное отношение к школе
Неприязнь к школе и школьной атмосфере в некоторой степени заложена в человеческой природе. Это может серьезно отразиться на успеваемости ребенка в школе. Если человеку нравится то, что он делает, и он делает то, что ему нравится, тогда работа, по сути, прекращает быть работой, а становится любимым занятием, приносящим удовольствие. Нужно в позитивном ключе рассказывать ребенку о школе и учебе, это поможет развить положительное отношение к школе в сознании ребенка. Никогда не говорите, что получение образования – это очень трудно, или что учителя никуда не годятся, постарайтесь сделать процесс обучения веселым.

Взаимодействуйте с ребенком
Нормальное здоровое общение ребенка со своими родителями помогает ему стать более открытым и более охотно делиться своими мыслями и трудностями и вместе искать решения. Некоторые дети с большой неохотой делают уроки. Им никогда не хочется браться за домашнюю работу самостоятельно, и родителям постоянно приходится "стоять у них над душой", заставляя делать уроки. В таких случаях, правильно взаимодействуя со своим ребенком, Вы можете превратить выполнение домашнего задания в веселое занятие. Вы можете рассказывать друг другу интересные истории и делиться своими мыслями по поводу того или иного предмета.

Донесите до ребенка идею о ценности образования
Прежде, чем помогать ребенку выполнять домашнее задание или заниматься вместе чем-то еще, связанным с учебой, можно в непринужденной обстановке обсудить с ребенком его будущее. Вам нужно рассказать ребенку о тех перспективах развития карьеры, которые Вы считаете наиболее благоприятными для него, и послушать, что он думает об этом. Если у ребенка уже сформировались определенные цели, помогите ему осознать значимость получения хорошего образования при достижении этих целей.

Делитесь мыслями и читайте ребенку вслух
Помните, что для того, чтобы помочь своему ребенку, Вам нужно не делать все уроки за него, а тщательно обсудить с ним все моменты, прежде, чем он самостоятельно зафиксирует все это на бумаге. Это явится своего рода повторением пройденного и поможет ребенку лучше усвоить новый материал. Еще одним полезным приемом является чтение для ребенка. Помимо чтения книг на заданную тему, очень важно читать для развития общего кругозора и эрудиции ребенка, что поможет ему с легкостью ориентироваться в любой ситуации.

Избегайте сравнений с другими детьми
Многие родители имеют привычку сравнивать своего ребенка с другими детьми. Но им необходимо осознавать, что каждый ребенок уникален, и каждый выполняет задания по-разному. У каждого ребенка есть его собственные навыки и умения, в соответствии с которыми он выполняет работу. Заставляя ребенка быть похожим на других, Вы лишь демотивируете и расстраиваете его. Подобная практика может привести к тому, что ребенок окончательно потеряет интерес к учебе и не будет учиться на собственных ошибках.

Установите правила для надлежащего обучения
Хотя рекомендуется обращаться с ребенком как можно мягче, необходимо установить определенные правила, которые должны достаточно строго выполняться, в особенности в том, что касается времени, отведенного для домашних заданий. Составьте расписание, которое равномерно распределяло бы время между учебой, играми и внеклассными занятиями. Ставьте перед ребенком небольшие цели, такие, например, как выполнение домашнего задания за определенное время, и придумайте награду за достижение этой цели. Если ребенок следует расписанию и с успехом выполняет все маленькие задания, это поможет развить в нем чувство дисциплины при достижении любой цели в будущем.

Общение родителей и учителей
Учитель может с наибольшей точностью указать Вам, в каких предметах Ваш ребенок безупречен, и какие ему необходимо подтянуть. Поскольку со временем методы преподавания изменились, многие родители не совсем представляют себе, что конкретно происходит в школе, и не могут помочь ребенку выполнить то или иное задание. Эта проблема может быть решена только путем общения родителей и учителя.

Это лишь несколько эффективных способов помочь своему ребенку добиться успехов в учебе. Вы можете сделать для ребенка гораздо больше, но для начала этого будет достаточно. Протяните руку помощи ребенку, даже если он не так силен в учебе, и дайте ему возможность сделать свое будущее ярким!

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей

  1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  3. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  4. Читайте вслух с ребенком не менее 10 — 15 минут в день.
  5. Хвалите ребенка за чтение.
  6. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  7. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  8. До или во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.
  9. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  10. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
  11. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового он из нее узнал.
  12. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
  13. Какие слова или выражения запомнились ему?
  14. Чему учит эта книга?
  15. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
  16. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  17. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  18. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  19. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  20. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях. Процесс чтения для детей станет интересным, если в нем будут использованы игры, в ходе которых обучение чтению будет идти непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время чтения родители сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.

Как правильно организовать рабочее место

  1. Очень важно, чтобы во время занятий у него сохранялась правильная поза — прямое положение корпуса, небольшой наклон головы, линия плеч параллельна краю стола, предплечья располагаются на столе.
  2. При этом поясница опирается на спинку сиденья, а ноги — на пол или на подставку.
  3. Подберите мебель, соответствующую росту. Убедиться в том, что вы не ошиблись в своем выборе, довольно просто. Стол должен быть выше локтя ребенка на 2-3 см, а сиденье стула — у колена. Если окажется, что стол высок, можно нарастить стул, положив на него жесткую подушечку. Не забудьте о подставке для ног. Правильная и удобная посадка может быть только в том случае, если стул на 4—5 см заходит за край стола. Если же он отстоит далеко, то приходится тянуться к столу.
  4. Сидеть длительное время без опоры, например, на табурете, тяжело, особенно младшим школьникам. В этом возрасте позвоночник еще сохраняет большую гибкость и податливость, поэтому неправильная поза может вызвать его искривление и даже ослабить зрение. Более 30 лет назад исследования чешских врачей убедительно показали, что если 7-8-летние школьники в течение двух часов занимаются в неправильной позе, то это может привести к таким изменениям позвоночника, которые не исчезнут даже через сутки. Не случайно поверхность классической школьной парты была наклонной, так же как и поверхность старинной конторки. Это создает наиболее удобное с точки зрения физиологии расположение книги и тетради по отношению к глазам.
  5. Рекомендуемый медиками угол наклона составляет 30-45 градусов. Сейчас в продаже есть довольно большой выбор детской мебели. Можно подобрать так называемую, модульную, которую легко изменить в зависимости от цели ее использования, как бы «растущую» вместе с ребенком.
  6. Наличие гигиенического сертификата поможет вам убедиться, что эта мебель безопасна по своей конструкции и использованным материалам.
  7. Если в семье нет возможности обеспечить ребенка отдельным столом для занятий, необходимо отвести ему хотя бы постоянное место за общим столом. Но уже не менять его, чтобы возникли прочные ассоциации, настраивающие ученика на деловой лад.
  8. Нередко приходится наблюдать, как, садясь заниматься с самыми лучшими намерениями, ученик то и дело отвлекается: то понадобился карандаш, то линейка, то еще что-то. На поиски уходит время, а главное — рассеивается внимание.
  9. Поэтому проследите, чтобы на столе не было лишних вещей, все было под рукой и не приходилось тратить время на поиски необходимого.
  10. Важное значение имеет освещенность. Наиболее рационально, если стол стоит рядом с окном и свет падает слева. Кстати сказать, немытые стекла поглощают в среднем до 20 процентов световых лучей. А к концу зимы, когда накапливается особенно много пыли, потери достигают 50 процентов. Тюлевые занавески и высокие цветы на окнах «съедают» также много света. Осенние и особенно зимние дни коротки, и без настольной лампы не обойтись.
  11. Мощность электрической лампочки должна быть не менее 75 Вт. Слишком яркий свет, а тем более лампа без абажура, ослепляет, вызывает резкое напряжение, утомляет.
  12. Лучшими считаются матовые абажуры, зеленого или желтого цвета. Одновременно полезно и общее освещение для того, чтобы не создавалась резкая граница между светом и темнотой — контраст быстро утомляет глаза, появляется чувство напряжения и рези. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, может возникнуть спазм аккомодационной мышцы, то есть создаются предпосылки для развития или прогрессирования близорукости.
  13. Напряжение снижается, если книга достаточно удалена от глаз. Расстояние это должно быть не менее 30 сантиметров. Ребенка можно научить легко проконтролировать себя: если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки.
  14. Особенно внимательно следует отнестись к этим советам, если у вашего ребенка близорукость или предрасположенность к ней.

Осталось...
Яндекс.Погода

С

Д
Н
Е
М

Р
О
Ж
Д
Е
Н
И
Я
!

Март:

 

11 - Серёжа

15 - Арина Н.

27 - Полина К.